Музыковеды определяют музыку кантри (country), как смесь фольклорной музыки Англии, Ирландии и Шотландии. Первые переселенцы из Европы в Америку привезли с собой свои песни, мотивы, манеру исполнения и передавали это из поколения в поколение. Религиозная музыка, особенно гимны и различные ритуальные песни также являлись частью того, что позже стало называться «кантри». (Традиция использования религиозных мотивов в своем творчестве нашла выражение в стиле кантри-госпел).
Времена менялись, менялась и музыка, к концу 19 века она окончательно утвердилась на территории Восточных, Западных и Южных штатов, став музыкой рабочих, «блюзом белого человека», для большинства вечно переезжающих с место на место в поиске работы иммигрантов.
В то же время (конец 19-го века) окончательно утвердились музыкальные инструменты, позже ставшие традиционными для исполнения «кантри». Одним из самых популярных инструментов было банджо, инструмент африканского происхождения, завезенный в Америку рабами и использовавшийся только ими вплоть до 1850 года. Далее — гитара, инструмент, прибывший из лондонских пивных, появившийся намного раньше чем банджо, но ставший популярным практически сразу после популяризации банджо. Позже мандолина и стил-гитара также стали идентифицироваться со стилем кантри, наравне с вышеперечисленными инструментами.
В 1871 году автор различных песен, Уилл Хэйсс (Will Hays) из Кентукки, написал слова для песни «The little old log cabin in the lane». Эта песня стала первой в мире «докуметально зафиксированной» композицией в стиле кантри. Спустя 53 года ее записал на пластинку Фиддин Джон Карсон (Fiddlin’ John Carson), 55-тилетний радио-ведущий. Другой человек, Фиддин Эк Робертсон (Fiddlin’ Eck Robertson), записал песню «Sallie Gooden» в июле 1922 года. В 1924 году Вернон Даллхарт (Vernon Dalhart) записал песню «The Prisoner’s Song», прекрасно продавашуюся акустическую композицию.
В 1925 году музыкальная форма, известная нам как кантри, называлась хиллбилли. 25 ноября 1925 года начал свое существование шоу-фестиваль Grand Ole Opry, сначала транслировавшийся на радиостанции WSM. Анкл Джимми Томпсон (Uncle Jimmy Thompson), 85-тилетний исполнитель на скрипке-фиддл, был первым участником этого шоу. В 1927 году оригинальный состав группы Carter Family подписал 5-ти летний контракт. Человеком, нашедшим группу Carter Family, был талантливый юноша Ральф Пир (Ralph Peer), подписавший контракт также с Джимми Роджерсом (Jimmie Rodgers), исполнителем, продавшим более чем 20 миллионов записей за свою карьеру. Период с 1927 по 1943 год называется «Золотой эпохой кантри-музыки».
К концу Второй мировой войны более 50.000 исполнителей поучаствовали в различных радио-шоу и выпустили свои пластинки. Наиболее популярными радио-шоу были: "WLS’s National Barn Dance", "Louisville’s Renfro Valley Barn Dance", "Richmond", "Virginia’s Old Dominion Barn Dance" и "Shreveport’s Louisiana Hayride". На сегодняшний день существует только "West Virginia’s Wheeling Jamboree". Те, кому нравились юго-восточные фольклорные мелодии и западная ковбойская музыка, в 1940-е годы кидали монетки в музыкальные автоматы для того, чтобы послушать музыку в стиле вестерн свинг и, позже, хонки-тонк. Боб Уиллс (Bob Wills), Эл Декстер (Al Dexter), Спэйд Кули (Spade Cooley) начинали список лучших исполнителей вестерн-свинга в конце 1940-х годов.
Лучшими исполнителями в стиле хонки-тонк были Тед Дэффан (Ted Daffan), Флойд Тиллман (Floyd Tillman), Мун Малликан (Moon Mullican), кстати, официальный «Король всех кантри-пианистов». Вторая мировая война «вдохновила» Элтона Бритта (Elton Britt) записать песню «There’s A Star Spangled Banner Waving Somewhere», ставшую первой «золотой» записью в стиле кантри. Лефти Фрайзел (Lefty Frizzell), Хэнк Вильямс (Hank Williams), Джонни Хортон (Johnny Horton) продолжили традицию хонки-тонк в 1950-е годы, когда рок-н-ролл практически полностью изменил саунд кантри-музыки.
Нэшвилл был еще на пути к тому, чтобы получить звание «Music City USA» и стать родиной так называемого «нэшвильского саунда». Рой Акуфф (Roy Acuff) и Фред Роуз (Fred Rose) организовали первую издательскую компанию (компания занималась контролем за соблюдением авторских прав, организацией выступлений различных исполнителей кантри и многим другим) «Acuff–Rose», в 1943 году. Шеб Вулли (Sheb Wooley) впервые записался двумя годами позже, в 1945 году. Оуен Бредли (Owen Bradley) основал свою студию в 1955 году и, начиная с 1960-го года, он, совместно с Четом Эткинсом (Chet Atkins) выпускал большое количество хитовых пластинок.
Многие из кантри-исполнителей, такие, как, например, Эдди Арнольд (Eddie Arnold), попробовали себя в рок-н-ролле. Популярность кантри была стабильной и в 1960-1970-е годы.
В 1980-м году фильм «Urban Cowboy» привлек внимание к этому стилю, дал возможность кантри-исполнителям продавать свои пластинки более широкой аудитории, но в 1990-е годы интерес к «кантри» заметно поубавился. Это связано с появлением других музыкальных стилей. Несмотря на это, такие исполнители, как Джордж Стрейт, Рэнди Трэвис, Клинт Блэк и, конечно же, Гарт Брукс (Garth Brooks) продолжают оставаться известными и, в свою очередь, делают все для того, чтобы кантри оставалось одним из самых популярных стилей музыки.
Категоризация стилей кантри является довольно неблагодарным занятием — многое очень спорно и практически у каждого музыковеда или любителя есть свое мнение на этот счет. Так или иначе, в кантри очень много различных нюансов, делающих эту музыку разнообразной и притягательной для слушателя. Помимо указанных, следует также выделить такие стили кантри, как cowboy music («ковбойская музыка»), блюграсс, кантри-поп и др.
Хиллбилли (англ. hillbilly) — одна из ранних разновидностей кантри, которую исполняли жители аппалачских гор. Само обозначение появилось в 20-е годы. По поводу его происхождения нет единой точки зрения: одни ведут его от выражения "парень с холмов" (т.е. с Аппалачских гор, которые, как известно, отличаются покатостью), другие — от имени Билли Хилла (1899—1940) — профессионального фиддлиста и певца, исполнителя ковбойской музыки. Для хиллбилли, как и для кантри, характерно использование банджо и струнных инструментов. Стиль хиллбилли повлиял на молодого Джонни Кэша, который воспитывался на этой музыке. В 60-е хиллбилли начали полностью ассоциировать с кантри, и термин потерял свое самостоятельное значение.
Музыка кантри имеет достаточно серьезную религиозную христианскую основу. Это связано с тем, что большинство переселенцев были верующими людьми и исповедовали в основном протестантскую веру. Практически каждый исполнитель кантри имеет в своей дискографии альбом, полностью состоящий из религиозных гимнов. Это не дань моде, а естественное желание глубоко верующих людей. С течением времени все эти гимны, как и манера исполнять их стали основой для появления стиля кантри-госпел (country gospel).
Стало традицией, что первые воспоминания о музыке или о публичном выступлении большинство кантри-исполнителей связывают с церковью, где они пели в хоре, будучи детьми. Музыкой детства для многих из них являются христианские гимны или песни в стиле госпел. Гимны были нужны иммигрантам из Европы для поддержания собственных сил и укрепления веры в самих себя. Христианский фундаментализм довольно прочно вошел в кантри, настолько прочно, что до сих пор эту традицию соблюдают многие современные исполнители данного стиля.
Группа The Carter Family была первой популярной кантри-группой, сделавшей попытку использовать мотивы госпел в своем творчестве. В 1928 году они записали композицию под названием «Keep On The Sunny Side Of Life», а другая композиция, «Can the Circle Be Unbroken», записанная в 1935 году, была настолько популярной, что по прошествии 37 лет ее перепела группа Nitty Gritty Dirty Band. Причем этот коллектив переписал ее дважды, первый раз — в 1972 году и потом в 1989-м.
В 1930-е годы, госпельные квартеты, путешествующие по стране, такие как, например, Swanee River Boys, помогали популяризации этого стиля. Эти группы поддерживались различными компаниями, издававшими и продававшими религиозную литературу для усиления интереса людей к их продукции. Таким образом, многие христианские гимны стали неотъемлемой частью кантри. В доказательство этого можно привести следующие примеры: песня «I’ll fly away», записанная в 1932 году исполнителем по имени Дэвид Брамли (David Brumley) до сих пор является стандартом, непременно исполняемым на концерте каким-либо исполнителем. Песню «Turn Your Radio On», записанную Брамли в середине 1930-х годов «перепел» Рэй Стивенс (Ray Stevens) в 1972 году и группа Statler Brothers, через 20 лет после этого. Песни Роя Аккуфа «Great Speckled Bird», Эдди Арнольда «May The Good Lord Bless And Keep You» и «I Saw The Light», написанные в 1948 году, также до сих пор являются фаворитами для многих поклонников этого стиля. Но самой популярной песней, без сомнения, является песня «Amazing Grace». Она никогда не была хитом, Джуди Коллинз (Judy Collins), исполнившая версию этой песни в 1970 году, превратила ее в сладенькую поп-песенку. Оригинальная версия этой песни была записана в 1926 году и с тех пор она была исполнена практически каждым американским исполнителем, от группы Statler Brothers до Nitty Gritty Dirty Band. В 1973 году Бак Оуэнс (Buck Owens) отдал должное этой композиции, включив ее название в название своего будущего хита «Ain’t it Amazin’ Gracie».
Рассвет популярности стиля кантри-госпел пришелся на 1950-е годы. В 1951-м году Ред Фолли (Red Foley) записал композицию под названием «Just A Closer Walk With Me», позже эта песня стала популярной в репертуаре Пэтси Клайн. На другой стороне того же сингла была записана композиция «(There will be) Peace in the Valley», позже ставшая первым хитом этого стиля, проданным тиражом более миллиона экземпляров. В 1950-м году Стюарт Хамблен (Stuart Hamblen) написал песню «It Is No Secret (What God Can do)». Годом позже после издания песня попала в список 10 лучших композиций журнала «Биллборд». Марта Карсон (Martha Carson) написала песню «Satisfied», в ней удивительно передавалось чувство веры и надежды. Эта песня была выпущена в 1951 году. Композиция Ферлина Хаски (Ferlin Husky) «Wings Of A Dove» заняла 1 место в категории «кантри» в хит-параде в 1960-м году и заняла 12-е место в категории «поп».
Старая песня «The Three Bells», адаптированная группой The Browns, была продана тиражом около одного миллиона копий в 1959-м году. Эта песня стала первой песней, получившей первое место сразу в трех категориях — кантри, поп и ритм-н-блюз.
Кантри-песни с религиозным содержанием не теряли своей популярности и в 1960-е годы. Песня Билла Андерсона (Bill Anderson) «Mama, Sang A Song» не была посвящением матери. В ее припеве были слова: «What a friend we have in Jesus». Естественно, не стало сюрпризом то, что она заняла первое место в хит-параде. Джонни Кэш (Johnny Cash) также имел хитовую композицию в своем активе, записав песню Карла Перкинса (Carl Perkins) «Daddy Sang Bass», в 1968-м году. Джонни очень часто использовал религиозные мотивы в своем творчестве, можно привести такие примеры, как «Were You There», выпущенная на пластинке «Ring of Fire», «These Hands» и «Here Was A Man», изданные на пластинке «Johnny Cash Show», а также «Jesus Was A Carpenter», изданную на пластинке «Hello, I’m Johnny Cash».
Гленн Кампбелл (Glen Campbell) использовал библейские сюжеты в своем творчестве, в 1968-м году, в песне «A Little Less Of Me», исполненной дуэтом с Бобби Гентри (Bobby Gentry) и в 1969 году в песне «Try A Little Kindness». Через год после этой песни Гленн записал композицию «Oh Happy Day», один из популярных христианских гимнов, ранее записанную хором Эдвина Хоукса. Песня Джинни С. Райли (Jeannie C. Riley) «Oh, Singer» заняла 4 место в хит-параде журнала «Биллборд» в 1971-м году и довольно долго находилась в категории «поп». В том же 1971-м году известный поэт Харлан Ховард (Harlan Howard) записал песню «Sunday Morning Christian». Том Т. Халл (Tom T. Hall) записал песню «Me And Jesus» в сопровождении объединенного церковного хора в 1972-м году. В том же году стали вновь популярны госпельные дуэты — Джоди Миллер (Jody Miller) и Джонни Пэйчек (Johnny Paycheck) попали в хит-парад после выхода их композиции «Let’s All Go Down To The River».
Золотой диск Криса Кристоферсона (Kris Kristofferson) «Why Me» занял первое место в категории «кантри» и 16-е место в категории «поп» в 1973-м году. В 1970-е годы песни в стиле кантри-госпел постоянно занимали места сразу в нескольких категориях. В том же 1973-м году Глен Кэмпбелл попал в хит-парад с песней «I Knew Jesus (Before He Was A Superstar)».Версии песни Ларри Гатлина (Larry Gatlin) «Help Me» дважды попадали в хит-парад. Первый раз в исполнении Элвиса Пресли в 1974-м году, и Рэя Прайса (Ray Price) в 1977-м году.
Бобби Бэйр (Bobby Bare) поразил любителей кантри своей версией песни «Drop Kick Me Jesus» в 1976 году. Группа Statler Brothers записала песню на основе шведской поэмы 19 века, под названием «How Great Thou Art» и эта песня заняла 39-е место в хит-параде в 1976 году. Эта песня вошла в альбом, в который входили такие известные песни как «Love Lifted Me», «Have A Little Talk To Jesus», «The Old Rugged Cross» и придуманная в 1899 году «When The Roll Is Called Up Yonder».
Том Т. Халл записал очередную хитовую композицию «May The Force Be With You Always» в 1977 году, позже эта песня использовалась в кинофильме «Звездные Войны». Песня в исполнении Криса Кристофферсона «They Killed Him», посвященная Иисусу Христу, Махатме Ганди и Мартину Лютеру Кингу также занимала высокие места в нескольких категориях хит-парада в 1987-м году. В том же году Рэй Стивенс (Ray Stevens) иронизировал над телевизионными проповедниками в песне «Would Jesus Wear A Rolex». В 1992 году группа Confederate Railroad записала свою первую хитовую композицию «Jesus and Momma».
Наркотики и алкоголь, а также последствия от их употребления — вот основные темы современных песен в стиле «кантри-госпел». Смерть в результате перебора с алкоголем описывается в песне Криса Кристофферсона «Sunday Morning Comin’ Down». Но эта песня была исполнена еще Джонни Кэшем и она в его исполнении завоевала 1-е место в хит-параде в 1969 году. Песня «Sam Stone», записанная Джоном Прайном (John Prine) в 1971 году, рассказывает о таком зле, как наркомания. Кэл Смит (Cal Smith) получил 1-е место в хит-параде в 1973 году с песней Билла Андерсона (Bill Anderson) «The Lord Knows I’m Drinkin».
Стиль кантри-госпел постепенно стал сходить на нет в начале 1990-х годов. Из последних проектов стоит отметить, что звезда Grand Ole Opry Джэк Грин (Jack Green) переделал свой хит 1967-го года, «There Goes My Everything» на «He Is My Everything», придав тем самым евангелический оттенок этой песне. Фестиваль The Friday Night Opry уже не такой как прежде, а единственная радиостанция, специализирующаяся на госпел, WSM Grand Ole Gospel Time, поддерживается Преподобным Джимми Сноу (Reverend Jimmie Snow), сыном известного Хэнка Сноу (Hank Snow).
Вестерн-свинг (western swing) — один из ранних стилей кантри. Он зародился в Техасе и Оклахоме в 30-е годы и получил особую популярность в 40-е. В этом стиле сочетаются элементы собственно кантри, а также блюза, свинга, джаза и др. Отличительной особенностью является использование ударных инструментов и гавайской стил-гитары, достаточно плотное звучание. Вестерн-свинг пользовался большим спросом на танцевальных вечеринках. «Королем вестерн-свинга» стал Боб Уиллс (Bob Wills), выступавший с группой Texas Playboys и имевший шумный успех. Большинство его хитов (включая «San Antonio Rose» and «Take Me Back to Tulsa») было записано между 1936 и 1943 годами.
Cowboy music - “ковбойская музыка”, один из самых популярных и общеизвестных стилей музыки кантри, позже, правда ставший просто одной из самых излюбленных тем среди кантри-поэтов.
В этом стиле работают очень многие кантри-исполнители, начиная с 1908 года, когда Натан Ховард (Джэк) Торп (Nathan Howard (Jack) Thorp) записал пластинку под названием “Songs of the cowboys”. Cowboy music, исполнявшаяся в середине 1920-х годов, позже стала называться western music.
Первым “поющим ковбоем” был актер Кен Мэйнард (Ken Maynard). Мэйнард, снявшийся в кинофильме “The Wagon Master”, в 1930-м году, исполнил в нем свои песни “The Lone - Star Trail” и “Cowboy Lament”. Конечно же, до него существовало очень много настоящих “поющих ковбоев”, игравших музыку на своих фермах и ранчо. В основном они играли довольно известные “стандарты”, “The Old Chisholm Trail”, “Sam Bass” и “Get Along Little Dogies”. Обычно аккомпаниаторами выступали исполнители на скрипке-фиддл или на банджо.
Постепенно, с освоением Запада, ковбои стали одной из визитных карточек Голливуда. Вспомним, например, Джона Уэйна (John Wayne), который использовал имидж “поющего ковбоя”, таковым не являясь. Одним из самых первых популяризаторов этой разновидности кантри стал Джин Аутри (Gene Autry). Не думайте, что он думал о своем ранчо или постоянно заботился о своих лошадях. Нет, он снялся практически в 90 фильмах, начиная с “Tumbling Tumbleweeds” (1935). Правда, за год до этого он снялся как певец в фильме Кена Мэйнарда «In Old Santa – Fe». Джин Аутри в течение 17 лет являлся основным действующим лицом радио шоу “Melody Ranch”. Он был знаменит благодаря таким своим песням, как “Cowboy Yodel”, “Don’t Fence Me In”, “Back In The Saddle Again” и многим другим. Песня “Tumbling Tumbleweeds”, записанная в 1934 году, была дважды лучшей песней в хит-парадах, в 1934 и 1948 годах.
Текс Риттер (Tex Ritter), Рекс Аллен (“The Arizona Cowboy” Rex Allen), Рой Роджерс (“The King of the Cowboys” Roy Rodgers) с подачи Джина Аутри также стали считаться “поющими ковбоями”. Многие исполнители пели песни Джина, например, “Buttons and Bows” и ставшую его коронной вещью “Rudolph The Red - Nosed Reindeer”.
Список всех исполнителей, когда-либо исполнявших ковбойские песни, довольно велик, вот небольшой отрывок из него: Джонни Бонд (Johnny Bond), Джимми Уакелли (Jimmy Wakely), Эл Декстер (Al Dexter), Мерл Трэвис (Merle Travis), Марти Роббинс (Marty Robbins), Джонни Кэш (Johnny Cash) и многие другие. В основном, все исполняют старые ковбойские песни, ставшие неотъемлемой частью фольклора переселенцев. Джонни Кэш, например, на своей пластинке “Johnny Cash sings The Ballads Of The True West” исполнил такие “стандарты”, как: “Bury Me Not On The Lone Prarie” и “The Streets Of Laredo”. Он использовал эти песни в телевизионных шоу “The Rebel Johnny Yuma” и “Bonanza”, а также на пластинке “Ring of Fire”.
Также в этом стиле работали и женщины – Пэтси Монтана (Patsy Montana), известная многим по песне “I Want To Be A Cowboy’s Sweetheart”, Пэтси Клайн (Patsy Cline), записавшая песню “The Wayward Wind”, и др.
Приблизительно в то же время (1950-е годы), Эдди Арнольд (Eddy Arnold) записал песню “Cattle Call”, позже ставшую хитом. В 1961 году Хэнк Томпсон (Hank Thompson) записал пеcню “Oklahoma Hills”, также ставшую невероятно популярной. Группа “Братья Стэтлер” (Statler Brothers) отдала должное творчеству Джина Аутри, Текса Риттера, Роя Роджерса и других исполнителей в песне “What Ever Happened To Randolph Scott”. Хит Эда Брюса (Ed Bruce) “Mama, Don’t Let Your Babies Grow Up To Be Cowboys” был выпущен в 1976 году. Уайлон (Дженнингс) и Вилли (Нельсон), записали свою версию этой песни и она заняла первое место в хит-параде журнала “Биллборд”, в 1978 году. Эд Брюс имел еще одну хитовую композицию, “The Last Cowboy Song”, в 1980 году.
Рекс Аллен Младший (Rex Allen Jr.), современный популяризатор кантри, записал несколько так называемых “трибьютных” композиций. Среди них “Can You Hear Those Pioneers” и “Last Of The Silver Screen Cowboys”. Последнюю песню он записал совместно с Роем Роджерсом и Рексом Алленом.
К сожалению, сериалов в стиле “вестерн” давно уже не снимают, но есть различные фирмы, заинтересованные в сохранении этого материала. Например, фирма Warner Western выпускает пластинки с записями этой музыки. Первым ее релизом стала пластинка Дона Эдвардса (Don Edwards) “Songs of the Trail”, выпущенная в 1992-м году. С тех пор на этой студии вышло большое количество пластинок различных групп и исполнителей. Среди них: Sons Of The San Joaquin, Waddie Mitchell, Riders in the Sky и многие другие. Гарт Брукс (Garth Brooks), один из самых популярных кантри-исполнителей в США, получил золотой диск после записи песни “Whatcha Gonna Do With A Cowboy”. Этот стиль довольно популярен в США и странах Западной Европы и очень многие музыканты пробуют свои силы в нем.
В США постоянно вручаются различные награды исполнителям кантри. Титулы “Король” или “Королева” кантри - музыки присуждались многим, начиная от Роя Аккуфа и Китти Уэлс (Kitty Weels). Но бесспорным королем музыки в стиле блюграсс (bluegrass) является Уильям Смит Монро (William Smith Monroe).
Еще до появления стиля блюграсс Уильям Монро был известен благодаря созданному им струнному коллективу с оригинальным звуком. В его исполнении чувствовалось влияние стилей хиллбилли> и кантри-госпел.
Стиль блюграсс взял свое название от названия группы Уильяма (Билла) Монро, The Blue Grass Boys, чьи первые записи на студии “Columbia” относятся к 1946 году. Этот стиль музыки характеризуется уникальными инструментальными гармониями, серьезными вокальными партиями (как правило, сольными) и довольно высоким темпом исполнения. Появившись в кантри-музыке в 1930-1940-е годы, блюграсс до наших дней сохранил в себе основные инструменты - скрипку-фиддл, мандолину, пятиструнное банджо, домру и гитару.
Когда в 1939 году Билл Монро впервые выступил на шоу «Grand Ole Opry» с песней «Mule Scinner Blues», она сразу стала одним из стандартов стиля блюграсса. В группу Билла входило очень много талантливых и оригинальных исполнителей, таких, как, например, Джин Ловингер (Gene Lowinger), названный, кстати, Биллом «единственным ковбоем еврейской национальности в стране». Вассар Клементс (Vassar Clements), Дуг Грин (Doug Green), позже ставший известным как Ранджер Дуг (Ranger Doug), член группы Riders In The Sky, Кенни Бэйкер (Kenny Baker), Байрон Берлин (Byron Berline) и сын Билла Монро, Джеймс, игравший на контрабасе.
Одним из первых участников группы The Blue Grass Boys был Клайд Муди (Clyde Moody). Клайд заменил гитариста Клео Дэвиса (Cleo Davis), который позже стал известен как “Hillbilly Waltz King” и имел три хитовых композиции. В начале 1940-х годов фиддлер Ховард “Хайду” Форрестер (Howard “Howdy” Forrester), позже ушедший в группу Роя Аккуфа Smokey Mountain Boys, совместно с банджистом Дэвидом Эйкманом (David Akeman), известным своим участием в различных комедийных шоу, стали участниками группы Билла Монро. В 1945 году к ним присоединился композитор и поэт, а также певец и гитарист Лестер Флэтт (Lester Flatt). Немногим после этого Дэвид Эйкман покинул группу. Вместо него Монро пригласил Ирла Скраггса (Earl Scruggs) которому был 21 год. Он обладал уникальной трехпальцевой техникой игры на банджо и стал первым исполнителем, сделавшим банджо лидирующим инструментом. До этого банджо использовалось как реквизит в различных кантри-комедиях.
Уникальная техника игры Ирла Скраггса, совместно с манерой игры Билла Монро и Лестера Флэтта создала оригинальный саунд группы Bill Monroe and the Blue Grass Boys.
В 1948 году, когда группа находилась на пике своей популярности, Лестер Флэтт и Ирл Скраггс покинули ее. Билл отнесся к этому спокойно, но это было серьезное событие в истории стиля блюграсс.
Исполнитель на пятиструнном банджо, Дон Рино (Don Reno) пришел в группу вслед за уходом Ирла Скраггса. Но спустя год, в 1949 году, Дон Рино также покинул группу Bill Monroe and the Blue Grass Boys, и создал дуэт вместе с певцом и поэтом Рэдом Смайли (Red Smiley). В то же время Лестер Флэтт и Ирл Скраггс, совместно с еще несколькими бывшими участниками Blue Grass Boys, создали группу The Foggy Mountain Boys.
Союз Лестера Флэтта и Ирла Скраггса стал успешным с самого начала. После записи на студии Mercury, с 1948 по 1950 год они подписали контракт с фирмой Columbia, где 5 из 20 пластинок, выпущенных в период с 1952 по 1968 год, становились хитами “горячей” десятки. Наиболее известной их записью является “The Ballad Of Jed Clampett”, ставшая в свое время заглавной песней для сериала “Beverly Hillbillies”. Эта песня была единственной вещью Флэтта и Скраггса, занявшей первое место и державшейся там несколько недель.
Лестер Флэтт и Ирл Скраггс не были только музыкантами и исполнителями. Они также писали много скетчей, смешных диалогов для кантри-комедий. Эта грань их таланта раскрылась в сериалах «Petticoat Junction» (1963 - 1970) и «Green Acres» (1965 - 1971).
Оригинальная версия композиции «Foggy Mountain Breakdown», записанная Флэттом и Скраггсом в 1949 году, была восстановлена для саундтрека к фильму “Бонни и Клайд” в 1967-м. В связи с популярностью этого фильма братья Осборн (Osborne Brothers) под псевдонимом Bluegrass Banjo Pickers выпустили пластинку под названием «Foggy Mountain Breakdown And Other Music From The Bonnie And Clyde Era».
Несмотря на успех своего сотрудничества, Лестер Флэтт и Ирл Скраггс решили заниматься музыкой порознь в марте 1969 года. Ирл, совместно со своими сыновьями Гарри и Рэнди стал заниматься традиционным блюграсс, а Лестер стал исполнять блюграсс с элементами рока и фолка, любимым представителями волосатой контркультуры того времени.
Лестер Флэтт создал группу Nashville Grass, один из сыновей Ирла устроил своему отцу шоу «Earl Scruggs Revue». Ирл Скраггс был одним из популярнейших блюграсс-исполнителей, участвовавших вместе с Роем Аккуфом в проекте Nitty Gritty Dirty Band, выпустившем альбом “Will the Circle Be Unbroken” в 1972 году.
Продолжателями традиций блюграсс также является группа Stanley Brothers из округа Дикинсон, штата Вирджиния. Картер Стэнли (Carter Stanley) поет и играет на гитаре вместе со своим братом Ральфом, который играет на банджо и исполняет партию тенора. Они начали свою карьеру в 1947 году, после успеха Монро, Флэтта и Скраггса. Картер был также MC на концертах своего коллектива. Он и Ральф записали классическую композицию “Molly and Tenbrooks” в 1948 году. Но, несмотря на успех этой песни, у группы начались довольно тяжелые времена. Итогом стало прекращение концертной деятельности в 1951 году. Картер Стэнли стал одним из членов группы Blue Grass Boys. В 1960-м году музыканты вновь соединились и их песня “How Far To Little Rock” заняла 17-е место в категории “кантри” в хит-параде журнала “Биллборд”.
Кит Уитли (Keith Whitley) и Рикки Скаггз (Ricky Scaggs), игравший в группе East Kentucky Mountain Boys с 1968 года до середины 1970-х, были членами группы Ральфа Стэнли Clinch Mountain Boys в течение лета 1970-го года. Они снова начали играть со Стэнли в 1971-м году, это продолжалось до октября 1972-го года. В 1974 году Кит стал основным вокалистом этого коллектива.
В то же самое время, Лестер Флэтт и Ирл Скраггс решили вновь попытаться играть вместе. Кентакки Бобби (Kentucky Bobby) и Сонни Осборн (Sonny Osborne) помогли им в этом. Бобби ранее играл на мандолине в группе Stanley Brothers, перед тем, как начал выступать со своим братом, исполнителем на пяти-, позже –шестиструнном банджо. The Osborne Brothers выступали в городе Кноксвилл, штат Теннесси, на радиошоу WROL в 1953 году. В течении 1950-х годов они записывались с Джимми Мартином (Jimmy Martin).
Джимми Мартин был одним из членов группы Blue Grass Boys с 1949 по 1954 годы, позже он создал свою группу, Sunny Mountain Boys, и был одним из самых популярных участников радиошоу Detroit Barn Dance, перед тем как перешел на шоу Louisiana Hayride и на шоу WWVA Wheeling Jamboree в 1956 году.
Группа The Osborne Brothers подписала контракт со студией MGM в 1956 году. Высокое качество вокала Бобби совместно с прекрасным баритоном Сонни дало парням возможность 16 раз попадать в хит-парады, в период с 1958 по 1976 годы. Список хитовых композиций включает в себя “Roll Muddy River”, “Rocky Top” (один из гимнов штата Теннесси), “Ruby” (одна из популярнейших композиций в стиле блюграсс, позже была перепета Баком Оуэнсом (Buck Owens)), “Georgia Pineywoods” и “Midnight Flyer”.
Но самого большого успеха группа The Osborne Brothers, добилась после того, как был подписан контракт со студией Decca (ныне MCA) в 1963 году. В августе 1964 года они участвовали в шоу «Grand Ole Opry». Когда группа поменяла MCA на независимую студию CMH, они вместе с Мэком Уайзманом (Mac Wiseman) записали композиции “I Can Hear Kentucky Calling Me” и “Shackles and Chains”.
Уникальная техника игры на банджо, которой обладал Сонни Осборн, привлекала внимание любителей блюграсса, также, как и игра Бобби. То, как Бобби играл на скрипке-фиддл или на мандолине, дало повод называть их музыку “Блюграсс джаз”. Братья Джим и Джесси МакРейнольдс (Jim and Jesse McReynolds), рожденные в городке Кобурн, штат Вирджиния, создали еще одну группу в стиле блюграсс, известной своим долгим сотрудничеством с Grand Ole Opry начиная с 1964 года. Джим являлся тенор-вокалистом и гитаристом. Джесси был известен своей техникой игры на мандолине, называвшейся “cross - picking”. Во время концертов этот дуэт выступал вместе с исполнителями на скрипке-фиддл и пятиструнном банджо из группы Virginia Boys.
Джим и Джесси записывались на студии Capitol, в период с 1952 по 1956 год, но ни одна из их песен не была издана до 1958 года, из-за того, что популярный в то время рок-н-ролл не оставлял исполнителям других стилей ни одного шанса на успех. Турне дуэта по странам Дальнего Востока стало поводом для выпуска двойной пластинки под названием “Jim and Jesse - Live in Japan”.
Мэк Уайзмэн, рожденный в Вирджинии банджист/гитарист, в 1949 году периодически выступал как вокалист и гитарист в группе Билла Монро. В 1950-м году он основал свою собственную группу, известную своей оригинальной двух-фиддловой гармонией. С 1953 по 1956 год Уайзмэн был постоянным участником радиошоу «WRVA Old Dominion barn Dance» в городе Ричмонд, Вирджиния.
Неподалеку от города Линкольн, штат Джорджия, существовала еще одна известная блюграсс-группа под названием Lewis Family. Это был один из первых блюграсс-коллективов с женским вокалом. Он также был известен своей работой в стиле госпел, но с аранжировками в стиле блюграсс. Блюграсс был любим многими студентами задолго до того, как кантри стало популярной музыкой. В студенческих городках неподалеку от Вашингтона постоянно выступали такие артисты, как Эммилу Харрис (Emmylou Harris), Джимми Дин (Jimmy Dean), Рой Кларк (Roy Clark), the Country Gentlemen и другие.
Группа The Country Gentlemen была создана в 1957 году, она записывалась на студии «Starday» и у нее было довольно много горожан - поклонников. Успех их песни “The Long Black Veil” инспирировал кавер-версии группы Kingstone Trio, а Джоан Баэз (Joan Baez) – на копирование классических композиций Лефти Фризелла (Lefty Frizzell). Будучи тинэйджером, Рики Скаггз играл фиддл в группе The Country Gentlemen, до тех пор, пока не создал свою группу Boone Greek в 1977 году.
На западном побережье США первой группой, исполнявшей блюграсс, были Golden State Boys, в 1963 году поменявшие название на Hillmen. Основателями этого коллектива были братья Верн (Vern Gosdin) и Рекс (Rex Gosdin) Госдин, позже выступавшие как Gosdin Brothers. Их композиция “Hangin’ On”, выпущенная студией Vern, была хитом в 1967 году. После этого братья занялись сольными проектами.
Видным участником группы Hillmen был один из основателей группы Scottsville Squirrel Barkers, калифорнийский мандолинист Крис Хиллман (Chris Hillman). Хиллман позже получил мировую известность как участник группы The Byrds, в которой он играл в период с 1964 по 1968 год.
В 1968 году он, вместе с Грэмом Парсонсом (Gram Parsons) создал группу Flying Burrito Brothers. После смерти Парсонса в 1972 году, Хиллман начал сольную карьеру, которая продолжалась до 1986 года, когда он стал участником группы Desert Rose Band.
В середине 1960-х годов первые фестивали блюграсс проходили только в Вирджинии, но в 1967 году Билл Монро организовал свой собственный фестиваль в городе Бим Боссом, штат Индиана. Этот фестиваль существует до сих пор.
Братья Диллардс, Даглас (Doug Dillards) и Родни (Rodney Dillards) сделали блюграсс популярным среди поклонников фолк-музыки. Их альбомы покупались молодежью, которой нравилось исполнение блюграсс на электрических инструментах. Братья Диллардс записали одну из ранних (1963 год) версий песни “Dueling Banjos”.
До этого она была известна как “Mocking Banjos”, записанная Карлом Стори (Carl Story) и группой Brewster Brothers в 1957 году. Еще раньше она была известна как “Feuding Banjos”, ее первым оригинальным исполнителем был Дон Рино (Don Reno) и Артур Смит (Arthur “Guitar Boogie” Smith), записавшие эту пеcню в 1955 году. Позже эта песня вновь была переименована “Dueling Banjos”, исполнена и записана сессионными музыкантами Эриком Вайсбергом (Eric Weissberg) и Стивом Мэнделлом (Steve Mandell), и выпущена на саундтреке к фильму Deliverance, в 1972 году.
Одновременно с выходом фильма четыре участника коллектива под названием Bluegrass Alliance организовали новую группу New Grass Revival. Название придумал участник этого коллектива, исполнитель на мандолине и скрипке-фиддл, Сэм Буш (Sam Bush). В молодости он дважды выигрывал конкурсы на лучшего кантри-скрипача, в 1968 и 1969 годах. Его группа активно использовала элементы рока в своей музыке. Электрические проигрыши в сочетании с акустическими инструментами показывали хороший уровень звучания и владения инструментами.
Незадолго до своего распада группа New Grass Revival состояла из Джона Кована (John Cowan), Белы Флек (Bela Fleck), Пэт Флинн (Pat Flynn). В период с 1986 по 1988 годы группа имела четыре хитовых пластинки. Группа распалась как раз в тот момент, когда одной из самых популярных в США песен была их композиция под названием “Can’t Stop Now”.
Рикки Скаггз, современник New Grass Revival, занялся возрождением традиционного блюграсса. Используя все то, что было придумано в технике звукоизвлечения, Рикки, однако, практически не использовал оригинальных текстов и мелодий, предпочитая использовать материал Флэтта и Скраггза, записанный в середине 1950-х годов. Среди этого материала были такие песни, как “Crying My Heart Out Over You” и “Don’t Get Above Your Raisin” - благодаря Скаггзу они вновь стали хитами.
Такие исполнители, как Скаггз, а также группа the Whites, совместно с новичками Элисон Краус (Alison Krauss) и группой Union Station, продолжают делать все для того, чтобы блюграсс оставался популярным и в наше время.