Фолк музыка. Ска.

Ска (ska) — национальная форма ямайской музыки, появившаяся на рубеже 50-60-х годов (краткая справка: живописный остров Ямайка расположен в северной части Карибского моря, в 144 км к югу от Кубы. Столица — Кингстон). Музыка ска родилась в результате экспериментов ямайских джазовых музыкантов, решивших играть нечто вроде американских ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, которые они слышали по радио. В ска слились воедино афро-кубинские ритмы, экзотический «карибский» саунд, ритм-энд-блюзовая манера интонирования и рок-н-ролльные гармонии, перекрестились хлесткий юмор, социальная проблематика и беззаботный танцевальных дух.

Само слово «ска» означает несколько отрывистый, звонкий саунд, производимый гитарами. Отличительной чертой ска-составов является мощная медная духовая секция, обилие экзотической перкуссии. Очень своеобразна ритмическая основа ска: это четырехдольный ритм с подчеркиванием слабых долей (ударами малого барабана, «акцентами» гитар и т.д.), т.е. в отличие от рок-н-рола, акцент переносится с сильной доли (первая и третья) - на слабую (вторая и четвёртая). Фигуры аккомпанемента выстраиваются по принципу «бас-аккорд», что можно описать фонемосочетанием «унца-унца». Бас зачастую играет ровными длительностями по звукам трезвучия. Темп, как правило, — средний, манера исполнения, — утрированно свинговая, но вместе с тем весьма «заводная». Ямайские вокалисты зачастую коверкают английские слова, что тоже придает ска-стилю особый аромат. Мелодика нередко несет отпечаток афро-кубинской музыки. Из инструментов в ска обычно присутствуют мощные духовые, шагающий бас.

Первыми известными исполнителями ска стали Принс Бастер, Десмонд Деккер, Лорел Эйткен и Dance Hall Crashers. Однако истинным прародителем музыки ска считается ямайская группа The Skatalites, состоявшая из джазовых музыкантов мирового класса. И хотя коллектив просуществовал чуть больше года (1964-65), его влияние на мировую музыку огромно. Музыка ска звучала в танцзалах, в клубах, на вечеринках; на Ямайке даже появилась своя студия, записывавшая ска-музыкантов — «Studio One». В 1964-м у ска, начинавшем все больше социализироваться, появилось законнорожденное дитя — рокстэди, которое, в свою очередь, породило регги. В середине 60-х музыка ска начала проникать в Европу вместе с ямайскими иммигрантами, ехавшими трудоустраиваться в Англию. В Британии тоже начали появляться лэйблы, ориентированные на ска и регги: «Blue Beat», «Melodisc», и конечно, знаменитая фирма «Island Records» (остров, увековеченный в ее названии — это и есть Ямайка).

Появился сегмент белых молодых людей, которые активно слушали эту музыку, и которые называли себя модами (mods). Характерными чертами их имиджа были мотороллеры, узкобортные шляпы и длинные шарфы. Правда, на Ямайке основные потребители музыки ска значительно отличались от своих заокеанских собратьев.

История поп-музыки знала несколько волн возрождения интереса к музыке ска и регги. Первая проявилась в {панк-роке} 70-х (The Clash). Вторая, гораздо более интенсивная, — в британской «{новой волне}» конца 70-х — начала 80-х. И, наконец, особенно сильным был интерес к ска со стороны американских нео-панков ({ска-панк}). Хотя и традиционная музыка ска до сих пор не теряет своей привлекательности.

Ключевые артисты и альбомы:
The Skatalites "Ska Authentic" (1967)
Prince Buster "Ten Commandments" (1967)
Various Artists "Ska Club" (1967)
Desmond Dekker "This Is" (1969)

rock-steady

В 60-е годы города Ямайки наводнились безработной молодёжью, которая жила в тесной связи с преступным миром, занимаясь, главным образом, грабежами и торговлей марихуаны. Сформировался определённый тип таких людей, с особым поведением и внешним видом. Rude boys (грубияны) - возможно эти бритоголовые агрессивно настроенные ребята стали прообразом британских скинхедов. Это во многом повлияло на музыку и лирику того времени. Звучание стало напряжённее и даже агрессивнее. Партии баса стали жёстче, а роль духовых - менее значительна. Темп замедлился. Это был РОКСТЭДИ.

Но к концу 60-х годов интерес публики к рокстэди стал сходить на нет и в поиске нового саунда три объединившихся ямайских продюсера, открыли новую музыкальную форму, которая получила название РЭГГИ. Они уплотнили бас, добавили синтезатор и записали по- другому гитару, которая стала резче, издавая звук похожий на "reggae". Первой рэгги-записью считается сингл The Maytals "Do the REGGAE", после которого, в общем-то, и начался бум интереса к новому стилю. Он был ещё агрессивнее рокстэди, сложнее ска и был "удобнее" для танцев, особенно в жаркую ямайскую погоду.

ВТОРАЯ ВОЛНА СКА

После того, как в середине 60-х ска просочилось в Европу и вызвало там определенный интерес, о нем на некоторое время забыли. THE CLASH во второй половине 70-х стали одними из тех, кто соединил элементы рока и регги, а вот к ска первыми вернулись британцы THE COVENTRY AUTOMATICS. Позже эта группа стала называться просто THE AUTOMATICS, затем THE SPECIALS AKA THE AUTOMATICS, и, наконец, THE SPECIALS. Этой команде, удачно синтезировавшей танцевальность и оптимизм ска (плюс, конечно, типичный для этого стиля ритм и саунд) с энергией и нигилизмом панк-н-ролла, суждено было положить начало новой волне интереса к ямайской музыке. THE SPECIALS, впрочем, обращались и к более медленным, ленивым ритмам регги (которые вдохновили и THE POLICE). Песенные тексты наполнились политикой, протестом против расовой дискриминации и т.п.

Музыканты THE SPECIALS Джерри Дэммерс и Терри Холл организовали собственный лэйбл «2- Tone», который поддерживал многих исполнителей (позже был куплен фирмой «Chrysalis»). В их числе были и MADNESS, которые более четко придерживались ска-концепции, привнеся в нее также элементы диско и соул. Свое имя эта группа взяла по названию песни Принса Бакстера, знаменитого исполнителя ска 60-х. MADNESS стала одной из самых оригинальных, веселых, юморных, по-хорошему «сумасшедших» групп британской «новой волны». Их звучание было украшено богатой духовой секцией и чувственным вокалом Грэма «Саггза» Макферсона. Среди англичан можно вспомнить также THE BEAT, THE SELECTER, THE BODYSNATCHERS, BAD MANNERS; элементы ска и регги прослушивались в творчестве многих «волновиков» – от EURYTHMICS до Элвиса Костелло.

В США стиль ска не пользовался особой популярностью до 1983 года, когда появилась группа THE TOASTERS, состоявшая частью из английских иммигрантов. Впрочем, еще раньше возникла THE FISHBONE, одна из самых выдающихся ска-фанк-групп, сыгравшая важнейшую роль в становлении «альтернативы». Кроме того, в Америку наконец-то проникли радио-хиты MADNESS, ска-группы появились и на MTV. Позднее многие команды развалились, однако деятельность THE FISHBONE и THE TOASTERS стала связующим звеном между второй и третьей волной ска. Новая вспышка интереса к этой музыке началась ближе к середине 90-х. Тогда возродились и многие из «старых» ска-групп, в том числе THE SPECIALS, а MADNESS возрождались из пепла дважды – в 1988 и 1999 годах.

Ключевые артисты и альбомы:
THE SPECIALS «The Specials» (1979)
MADNESS «One Step Beyond» (1979)
THE SPECIALS «More Specials» (1980)
MADNESS «Rise and Fall» (1982)
FISHBONE «Fishbone» (1985)