Собственно не только сам стиль, но и его название пошло от английской гpyппы Venom, однако с тех поp многое изменилось — часть блэк-музыкантов (пpеимyщественно ноpвежские) серьёзно развили идеологическую основу блэка (сатанизм) и даже воплощали свою идеологию в жизнь (начиная от поджогов цеpквей и кончая yбийствами), тогда как Venom особо сеpьезно к своемy твоpчествy не относились. Блэк — выделяется из других металлических подстилей сочетанием скриминга, стеной гитарного звука и скоростными барабанами. Большой вклад в pазвитие стиля внесли норвежские музыканты, среди которых можно выделить также такие команды, как Mayhem, Immortal, Satyricon, Burzum, Bathory.
Изначально блэк был весьма жесткой, хаотичной музыкой. Гpуппы пеpвого легиона — Venom, Celtic Frost, Bathory.... В те вpемена стиль музыкально был весьма близок к thrash/death ститистике, хотя уже тогда Quorthon начал экспеpементиpовать — это весьма яpко наблюдается на пpотяжении всего pазвития Bathory.
Потом на олимп чёрного металла вышли гpуппы так называемого втоpого легиона — сpеди котоpых лидиpующую позицию заняли гpуппы из Скандинавии. И надо отметить что именно этот эшелон в полную меpу можно назвать 100% PURE TRUE BLACK METAL'ом. А из всех скандинавских стран наибольший вклад внесла Норвегия. Emperor, Satyricon, Mayhem, Dark Throne, Burzum, — вот элита ноpвежского и вообще миpового искусства black metal. Кстати, пpактически в тот же вpеменной пеpиод заpодились black metal гpуппы и в таких стpанах как Гpеция, Япония, Италия, Польша и дp. — котоpые получили должный отклик и поддеpжку, к сожалению, только в последние годы (и на поле битвы выходят весьма интеpесные и оpигинальные команды).
В настоящее вpемя искусство black metal pаспpостpанилось пpактически по всем уголкам Земли. Как следствие, в блэке появились группы, которых не интересовала идеология, а важен был лишь объём продаж пластинок. Так появилось знаменитое разделение на true и false блэк.
Хаpактеpные пpизнаки чистого от пpимесей блэка как музыки:
Первый альбом в стиле блэк: Bathory "The Return" (1985)
Целая плеяда групп, ставящих во главу угла сырое звучание, минимализм в музыке, обязательные бласт-биты, корпспэйтинг, задвинутый на задний план басс, пилящие риффы и скриминг. Ну и конечно же сатанинская лирика. Альбомы записываются в стиле стена звука (обычно все похоже на кашу). Клавиш обычно нет, а если и есть, то их влияние невелико и они задвинуты на задний план.
Поистине революционным было внесение клавишных партий в true black группой Emperor, отчего музыка стала мистичней, но отнюдь не мягче. Звучание этих групп по сравнению с началом 90-x практически не изменилось. Хотя и есть true black группы, которые перешли под крылышко мажорных лэйблов, отчего их звучание стало чище. (Immortal, Gorgoroth). Такая музыка обычно не приносит денег, и ее создатели орут о своей крутости и преданности идеям Bathory и о продажности тех групп, кто заколачивает на продажи своих альбомов кучи бабок.
Постоянные споры и конфликты поклонников тру-блэка с музыкально развитыми блэковыми группами (см. Симфо black) обычное дело для современной действительности. Наиболее яркими представителями стиля который не изменился с начала 90-x являются Мayhem, Darkthrone, Carpathian Forest; представителями тоже злого тру-блэка, но не брезгающих клавишами или просто мелодичностью, а также более чистым звучанием являются Satyricon, Immortal, Gehenna, Dark Funeral, Emperor (все это относиться ко второй половине их творчества).
Один из самых популярных в настоящее время жанров. Первые его черты начали появляться примерно в году 94-95. Блэк группы в это время начали отводить клавишным проигрышам больше места, стали стараться улучшить качество звучания. Стена звука уже не была приоритетом при записи, скорости уже не были световыми, бласт-биты старались разбавить среднетемповыми ударными. Фурор произвела британская группа Cradle of Filth (ныне самая богатая блэк группа) своим альбомом 94 года 'The Principle Of Evil Made Flesh'. Готически романтичные тексты, ей под стать такая же музыка и имидж участников. Блэк соприкоснулся с обилием клавиш, мелодичных моментов. Такой новый блэковый имидж пришелся по вкусам ценителям чернухи.
В это же время становилась на ноги норвежская группа Dimmu Borgir, хотя в это время ее музыка была достаточно меланхолична, но тенденции симфо-блэка уже проглядывались. В 95 году к закладыванию ориентиров этого стиля приложили руку группа Covenant и Diabolical Masquerade, ну а дальше понеслось, выходит второй альбом Cradle Of Filth, дебютник Limbonic Art, содержащий большое количество клавиш и мистическую атмосферу, таким образом к 96 году симфо блэк твердо стал на ноги, но толи еще будет.
Знаменательным стал 97 год, когда вышел альбом 'Enthrone Darkness Triumphant' Dimmu Borgir,обозначив вершину развития на тот момент стиля симфо блэк. Достаточно злой и богохульный он содержал большое количество симфонических клавиш, мрачную атмосферу и отменный скриминговый вокал, разнообразию композиционных ходов не было предела, также альбом был очень чисто и качественно записан (многие до сих пор считают этот альбом лучшим в симфо блэке). С этого момента тру блэкстреры, увидив то, что альбом Dimmu Borgir расходится неимоверными тиражами, предъявили группе обвинения в продажности и прилизанности, так началось противостояние тру и симфо блэка, которое продолжается по сей день.
После 97 года начался безумный бум стиля, каждый, кто брал в руки музыкальные инструменты, хотел играть только его, появились сотни клонов Dimmu Borgir и Cradle of Filth. С каждым годом количество симфо блэковых групп росло в геометрической прогрессии, отличаясь еще более прилизанным звуком и обилием клавиш, появилось вкрапление чистого мужского или женского вокала. Но всем было далеко до хэдлайнеров стиля — двум группам, выпуск альбомов которых напоминает соревнования — Cradle of Filth и Dimmu Borgir. Британцы в 98 выпустили практически симфо блэк оперу, продвинув клавиши на передний план — 'Cruelty And The Beast'. Не отстали и норвежцы и в 99 году выпустили 'Spiritual Black Dimensions' запихнув туда огромное количество космическо-готических клавишных при поддержке по-трушному звучащих гитар. Эти альбомы открыли новые горизонты симфо блэка.
Стилевые рамки симфо блэка не выдержали давления со стороны готики, и сдались под ее напором породив новый жанр — gothic black. Здесь готически звучащие клавиши являются одним из самых важных инструментов, наряду с неизменным скримингом или вкраплениями чистого вокала. Как правило, gothic black релизы содержат женский бэк вокал. Не исключен и мужской гроулинг (см. гроулинг). Частенько бывают dark ambient вставки (см. dark ambient), партии скрипки или вообще старинные музыкальных инструменты, создающие готическую атмосферу.
Наиболее ярким представителем стиля gothic black является группа Graveworm. Возможны симбиозы готик/блэк/фолк, так, например группа Dismal Euphony в 97 году выпустила просто шедевральный альбом такого микса из стилей. Также можно услышать термин — vampiric black metal, который означает практически то же самое, что и gothic black металл, но у таких групп наиболее ярко выражены именно вампирические черты. (как в имидже, так и в музыке). Представители — Cradle of Filth, Ancient, Siebenburgen.
В последнее время начала намечаться мутация некоторых групп в сторону industrial (см. industrial) породив тем самым новый жанр — Пост симфо black, он же industrial/black, его первыми представителями были The Сovenant. Они принесли в симфо блэк индустриальные риффы, сэмлы, скриминг стал менее злобным (поп-скриминг). Одной из самых оригинальных новинок 2000 года была группа Ram-Zet, которая вообще скрестила блэк с готикой и индастриалом, запахло авангардом (см. авангард black). Не удержались и Dimmu Borgir, в свой новый альбом 2002 года они внесли достаточное количество индастриала.
Внедрение фолковых моментов в блэк прошло очень успешно. Такие группы как Empyrium, Ulver (середина творчества) создают поистине божественное чувство единения с природой, используя дудки, флейты наравне со скримингом и задумчивыми риффами, а также с сэмплами ветра и шумом дождя. Например, финская группа Fintroll замешала блэк с хумпой — финский аналог польки, в итоге музыка получилось очень заводная.
Очень часто в подстиле folk black сатанинская идеология заменяется на языческую (Cruachan, Butterfly Temple), либо вообще на фэнтезийную (Summoning). Смена идеологии не оказывает влияния на музыку, это всё тот же фолк-блэк, меняется лишь лирика.
Ближе к концу 90-х появилась тенденция внесения в блэк авангардности, т.е разбития привычной блэковой структуры. Такие группы у себя на альбоме создавали рваный ритм, постоянные сбивки, да и вообще такие риффовые или клавишные ходы, которые обычно не ждешь в этом месте, т.е предугадать, что будет дальше невозможно, казалось бы дисгармоничные структуры. Под стать дисгармонии и вокал, он может быть хоть и скриминговый, но достаточно безумным, переходящим то в шепот, а то и в плач. Послушаешь, и поедет крыша, поэтому и возник термин психо блэк. Авангард black не чужд и готических влияний. Наиболее яркие представители — Ephel Duath, Dornenreich.
В последнии годы (конец 90 — начало нового века) наметилась тендениция внедрения в блэк (в любые его виды) death металла (см. death металл). Пилящие риффы перемешиваются с тяжелыми рубящими death риффами, соответственно утяжеляя музыку. Иногда даже и блэковый скрим трансформируют в гроулинг, и такие группы называют блэком только по инерции (Behemoth, Gehenna). Другие довольствуются только принятием некоторых death риффов, оставляя главные блэковые составляющие (Immortal).
Количество групп делящих black, death пополам быстро возрастает, а в новых блэковых группах частичка death металла присутствует практически всегда. Приведенные группы соответствуют стилю black — death металл только в своих последних работах (т.е конец 90 — начало века). Возможны спорные ситуации при отнесении группы к black или death металлу. Одни утверждают, что если группа имеет четкую сатанинскую идеологию — она всегда блэк группа, пусть в ней и много death металл черт. Другие утверждают, что идеология не самая главная определяющая черта для блэка, а важным является присутствие скриминга, пилящих риффов и бласт-битов, если их нет, то пусть группа хоть трижды сатанинская, но она не блэк группа. Нельзя однозначно сказать, кто из них прав, поэтому для избежания споров целесообразно было бы применять именно термин black-death.