Doom metal это, в первую очередь, стиль очень разнообразного жанра metal. Это означает, что первый критерий стиля — это металлическая музыкальная основа. Вторым критерием, отличающим doom metal от других металлических стилей, служит своебразная музыкальная атмосфера. Doom metal полон тяжести, мрачности, печали, депрессивности и меланхолии. Он излучает мрачную и тягостную атмосферу, которая в таких количествах не содержится ни в одном металлическом стиле, кроме doom metal. Третий критерий, это чрезвычайно медленная музыка, резко конрастирующая с остальными металлическими стилями.
Музыка, похожая на doom metal появилась в начале семидесятых годов, но большинство групп, играющих настоящий doom metal, появилось в конце восьмидесятых и позже. Громадное влияние на стиль doom metal оказало раннее творчество группы Black Sabbath. Такие группы, как Trouble, The Obsessed и Candlemass являются наиболее ранними представителями doom metal групп. Внедрение термина doom metal приписывается группе Candlemass, выпустившей альбом «Epicus Doomicus Metallicus», однако некоторые считают, что этот термин появился от названия песни Black Sabbath «Hand of Doom». В ранних группах присутствовал только чистый вокал и поэтому ошибочно полагать, что для doom metal групп нужен обязательно рычащий вокал.
К этому стилю относятся группы, которые первыми начали играть doom-музыку. В сущности, они были предшественниками doom metal, в их музыке больше рока, чем металла.
Представители: Black Sabbath, Pentagram, Bedemon.
Альбомы: Black Sabbath: the first 4 albums; Pentagram: «Relentless».
Первое поколение doom metal, но в него входят не только первые группы, игравшие doom metal, но и новые группы, которые продолжают играть в том же стиле. Их музыка, в основном, медленная и тяжёлая, сильно смахивающая на heavy metal восьмидесятых годов и зачастую сделанная под влиянием Black Sabbath A certain proportion of these bands also has a true rock & roll spirit to them and with newer bands this can overflow towards the Stoner genre. Этот стиль часто называют «Old School Doom» или «Classic Doom».
Представители: Candlemass, St. Vitus, The Obsessed, Solitude Aeternus.
Альбомы: Candlemass: «Epicus Doomicus Metallicus» и «Nightfall»; Solitude Aeternus: «Into the Depths of Sorrow» и «Into the Depths of Sorrow»; St. Vitus: «Born to Late» и «Mournful Cries».
Этот подстиль часто рассматривается как второе поколение doom metal. Именно он является главным подстилем в doom metal, если оценивать по количеству поклонников и популярности. Появление этого подстиля в конце восьмидесятых, дало новую жизнь всему doom metal. Как показывает его название, в нем смешались два стиля doom и death metal. От death metal появился рычащий вокал и более агрессивная структура композий (buildups). Стиль отстранился от стандартного рок-н-рола в сторону тёмной, нездоровой и (иногда) романтической музыки. И хотя основным в death/doom является рычащий вокал, в наши дни в песнях наметилась тенденция увеличения доли чистого голоса. Музыкально же, подстиль практически всегда основывается на сочетании doom и death metal.
Представители: My Dying Bride, early Paradise Lost, diSEMBOWELMENT, Morgion.
Альбомы: Paradise Lost: «Gothic»; diSEMBOWELMENT: «Transcendence Into the Peripheral»; : «» и «».
Funeral doom это самый экстремальный подвид death/doom, настолько экстремально медленный, что его выделяют в отдельный подстиль. Медлительность и тяжесть доводятся в этом подстиле до максимально возможного предела. Группы, играющие в этом подстиле, созадют в основном мрачную, депрессивную и отстранённую музыку, которая создаёт такую тоскливую и гробовую атомсферу, что кажется, что вы идёте в похоронной процессии или стоите у вырытой могилы. У некоторых групп, можно вообще заметить ритм в один рифф в 20 секунд.
Представители: Skepticism, Shape of Despair, Thergothon, Funeral.
Альбомы: Skepticism: «Lead and Aether»; Thergothon: «Stream from the heavens».
Этот термин применяется в двух случаях. Во-первых, он используется для описания групп, которые сочетают заводной саунд stouner rock семидесятых с (traditional) doom metal. Во-вторых, им же описываются ультра тяжёлый психоделический doom metal. Это относится к группам, которые играют экстремально тяжёлый психоделический doom, и которые называют свою музыку как stouner, так и doom. Большинство из этих групп используют тяжёлые риффы, психоделические звуки и вдохновляются музыкой Black Sabbath
Представители: Electric Wizard, Sleep, Abdullah, High on Fire.
Альбомы: Electric Wizard: «Dopethrone»; High on Fire: «The Art Of Self Defense».
Этот стиль напоминает ультра тяжёлую версию stouner/doom. We adapted the use of this term due to its use by fans and bands. A lot of different bands seem to fall under this catagory that at times have little to do anymore with the sound other Doom bands create. Generally very raw sounding music with gut-wrenchingly heavy riffs and hardcore-ish vocals. A lot of these bands have a sort of boozy or spaced out feeling to them and most of them (but not all) are strongly influenced by Black Sabbath.
Представители: Eyehategod, Grief, Sloth, Crowbar.
A highly contentious child within the Doom family. Perhaps the only variation of Doom-metal that does not openly focus on heaviness. Bands that fall within this sub-division are still firmly rooted within metal and Doom-metal but try to paint "soundscapes", creating wonderfully misty images one would associate with fairytales and romantic stories. Due to its doomy nature this is generally accompanied by a huge dose of mistery and failure (no happy ends). Musically more mellow and dreamy than other Doom, female vocals are often used, as well as a great deal of keyboards and other additional instuments. However unlike Gothic-metal they so not generally sound optimistic and/or bombastic.
Представители: early The 3rd and the Mortal, As Divine Grace, Chalice.
Альбомы: The 3rd and the Mortal: «Tears Laid in Earth».
It is questionable if this type of music is actually still music is the purest sense of the word. Pushing all the boundries of heaviness and slowness (far beyond anything done by Funeral Doom) creating "droning sounds" that are perhaps best described as the force of extreme gravity become music or the movement of tectonic plates deep in the earth's crust. Definatly no melody, but still Black Sabbath influenced. Often relying heavily on feedback and sometimes lacking vocals or even a rythem section.
Представители: Earth, SUNN 0))), Khanate.
Словосочетание dark metal зачастую используют для того, чтобы обозначить любую тёмную музыку в металле. Однако наиболее часто этим термином обозначают группы с очень суровым или суицидальным звуком, которые сочетают black и doom metal, зачастую исползуя скриминг и быстрые пассажи, как аккомпанимент для doom-музыки. Этот подстиль менее тяжёлый, но более жёсткий, чем другие подстили doom metal.
Представители: early Katatonia, Deinonychus, Bethlehem, Cultus Sanguine.
Для doom металл групп чаще всего характерна мрачная, депрессивная атмосфера, такие же мрачные тексты. (отсюда, для любителей дума пошло словосочетание — жить с осенью в сердце). Такие черты, очень схожие с готической идеологией не могли не испытывать ее влияния, она все сильнее впитывалась дум-металлом, так наряду с мужским гроулингом и женским сопрано, стал использоваться и чистый мужской вокал. Начал использоваться термин gothic doom metal — My Dying Bride, Tristania, Lacrimas Profundere, Myriads, Silentium.