(англ. Rock music от rock - качаться, трястись), тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой.
РОК-МУЗЫКА (английское rock music, сокращенное от rock'n'roll), направление в американской и европейской популярной музыке (с 1950-х гг.), родившееся на волне социальных “нонконформистских” движений молодежи (смотри “Контркультура”). Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 60-х гг., благодаря главным образом рок-группам Великобритании — “Битлз”, “Роллинг Стоунз” и др. (до 80-х гг. обе страны занимали ведущие позиции в мировой рок-музыка ). Усвоение рок-музыкантами композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую роль в формировании стиля рок- музыки. Ее существенными чертами являются особая ритмическая пульсация в басу (бит), использование преимущественно электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный динамичный тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим. В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса (особенно телевидение), рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. Ныне представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями в различных странах (например, для отечественной рок- музыки наиболее существенную роль играет текст).
(англ. Hard rock, букв. жесткий или тяжелый рок), направление современной рок-музыки. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, которое создается за счет резкого выделения т. н. ритм-секции, главным образом ударных инструментов и бас-гитары, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. В хард-роке все входящие в ансамбль инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом или клавишником, поэтому здесь не может быть самостоятельной импровизации одного инструмента. В импровизации участвуют все инструменты группы, создавая целостность и монолитность произведения.
Рокабилли (rockabilly) – один из самых спорных стилей популярной музыки с точки зрения его этимологии. Мало кто в Европе знает, что уже давно в США рокабилли рассматривают как один из стилей кантри. Существует много легенд о происхождении этого стиля, здесь мы постараемся дать объективную картину его происхождения и эволюции. Рокабилли сочетает в себе элементы хиллбилли и {ритм-н-блюза}. Этот стиль появился на юге США среди белых подростков, смешавших элементы кантри, энергию {рок-н-ролла} и ритмы негритянской музыки.
Молодежь, жившая в США в начале 1950-х годов, искала музыку, которая отличалась бы от того, что неслось из радиоприемников. Никакой Фрэнк Синатра не мог им дать того, что они хотели. Так продолжалось до тех пор, пока в 1954 году группа Bill Haley & His Comets не выпустила сингл с песней “Rock around the Clock”. Эта песня перевернула все вокруг и стала в результате одной из наиболее растиражированных записей за все историю музыки. Достаточно сказать, что, появившись в 1954 году, эта песня последний раз была в хит-параде в 1974!
Если Элвис Пресли (Elvis Presley) считается Королем рок-н-ролла, то Билл Хейли (Bill Haley) является его (то есть рок-н-ролла) отцом. Успех песни “Rock around the Clock”, вместе с взлетом более ранних “Crazy Man Crazy” и “Shake, Rattle & Roll” показал, что Биллу более близок джаз и другие негритянские стили, чем Элвису и другим пионерам рокабилли. Однако это вовсе не означает того, что Хэйли не любил кантри. Наоборот, свою карьеру он начинал в различных кантри-группах и к началу 1950-х годов был довольно известным исполнителем. К сожалению, на момент выпуска песни “Rock around the Clock”, Билл был уже немолодым человеком и не мог быть кумиром, которого ждала молодежная аудитория.
Такие исполнители, как Пэт Бун (Pat Boone), имели прилизанный вид и пели попсовые песенки. Верхом смелости для них было исполнение каких-либо негритянских песен, вроде “Ain’t that a Shame” или “Tutti Frutti”. Конечно же, их исполнение отличалось большей мягкостью, чем оригинал, но, исполняя негритянские песни, эти артисты давали шанс всем услышать песни чернокожих американцев.
В начале 1950-х годов в южных штатах поднялась волна рокабилли. Очень многие музыканты, до этого игравшие кантри, решили попробовать себя в этом стиле. Одним из них был Джордж Джонс (George Jones), забросивший карьеру кантри-музыканта в 1954 году и решивший проявить свой талант в рокабилли. Пластинки Джорджа стали выходить под псевдонимом Thumper Jones или Hank Smith. Одна из первых его песен в новом стиле, “Why Baby Why”, достигла вершин хит-парадов кантри. Очень тяжело представить, но это действительно так - Пэт Бун и Джордж Джонс сводили с ума молодых американок за пару лет до того, когда это начал делать Элвис Пресли.
Постепенно популярность Билла Хэйли сошла на нет, и на сцену вышли новые исполнители. Одной из самых заметных фигур на американской сцене 1957-го года был Рики Нельсон (Ricky Nelson). В марте 1957-го года, за два месяца до своего 17-тилетия, Рики записал песню Фэтса Домино (Fats Domino) “I’m Walkin’”. Дебютировав с этой песней на шоу «The Adventures of Ozzie and Harriet», Рики за одну ночь стал настоящей сенсацией. После его выступления за неделю было продано около миллиона пластинок с записью его версии этой песни. В отличии от Пэта Буна, Рики не делал ставку на исполнение песен, написанных чернокожими музыкантами. Он был одной из самых оригинальных «звезд» того времени, его собственные композиции “Stood Up”, “My Buckets Got A Hole In It”, “Believe What You Say” наиболее популярных и переиздаваемых хитов. Интересно также то, что он никогда не говорил об Элвисе Пресли, как о своем кумире, называя своим идолом Карла Перкинса (Carl Perkins).
Карл Перкинс, как многие пионеры рокабилли, записывался на студии “Sun”, в городе Мемфис, штат Теннесси. Многие из тех, кто интересуется музыкой, знают, что хозяин студии, Сэм Филлипс, искал белого человека, который мог бы петь как негр. Так случилось, что именно к нему и пришел идеальный человек - им был Элвис Пресли. Дальше я переизложу популярную легенду о том, что Элвис пришел записать песню “That’s All Right, Mama” в подарок своей любимой матери. Он заплатил 4 доллара, хозяин обратил на него свое внимание и через некоторое время будущий Король рок-н-ролла подписал контракт со студией “Sun”. Но эта студия знаменита не только одним Элвисом, очень много талантливых и многообещающих исполнителей работало на ней. Одной из самых известных фигур был Карл Перкинс.
В конце 1955 года Карл взял услышанную где-то историю о парне в голубых замшевых ботинках, облек ее в стихотворную форму и продал студии “Sun”, в надежде на то, что, возможно, ее захотят записать. Сэму Филлипсу очень понравилась эта вещь, он пригласил Карла записать ее. Пластинка “Blue Suede Shoes” вышла в январе 1956 года. В то время Сэм Филлипс продал Элвиса компании RCA, веря в то, что с Перкинсом он также добьется успеха. Ведь его песни “Blue Suede Shoes”, “Boppin’ the Blues”, “Dixie Fried” занимали места в хит-парадах часто выше, чем песни Элвиса. К сожалению, этому не дано было свершиться. 21 марта 1956 года Карл разбился в автомобиле и, получив тяжелую травму, на время отошел от музыки. Как и Элвис Пресли, Карл Перкинс недолго сотрудничал со студией “Sun”. Придя в себя и выздоровев, Карл стал сотрудничать с фирмой «Columbia», записав там песни “Pink Pedal Pushers” и “Pointed Toe Shoes”. Эти релизы также занимали места сразу в нескольких категориях, но наибольший успех пришел к нему тогда, когда группа “Beatles” стала записывать его композиции. “Matchbox”, “Honey Don’t”, “Everybody’s Trying To Be My Baby” - все эти вещи принадлежали перу Карла Перкинса. Перкинс также гастролировал в составе группы Джонни Кэша (Johnny Cash) в период с 1965 по 1975-й годы. После подъема интереса к рокабилли, в 1980-м году Карл Перкинс вновь стал активно гастролировать, записывался и снимался в различных фильмах вплоть до своей трагической кончины в 1998 году (умер от рака горла).
Коллега Карла Перкинса, Джонни Кэш также начинал на студии “Sun”, позже перейдя на фирму «Columbia». Но перед тем, как сделать это, он в период с 1955 по 1958-й годы записал огромное количество хитов. Среди них: “Cry, Cry, Cry”, “ Folsom Prison Blues”, “I Walk The Line”, “Get Rhythm”, “There You Go”, “Train Of Love ”, “Next In Line”, “Don’t Make Me Go”, “Home Of The Blues”, “Ballad Of The Teenage Queen”, “Big River”, “Guess Things Happen That Way”, “The Ways Of A Woman In Love”, “You’re The Nearest Thing To Heaven” и многие другие. Когда Джонни покинул студию “Sun”, Сэм Филлипс решил издать все то, что не было издано и считалось негодным материалом. В 1959 году была издана песня “Luther Played The Boogie”, в середине 1960-х – переиздана песня “Get Rhythm”, а в 1970-м году – выпущены “Rock Island Line” и “Big River”.
В январе 1957-го года Элмо Льюис, взяв своего сына, Джерри Ли – молодого пианиста, поющего и играющего хонки-тонк и буги, приехал на студию “Sun”. Он уговорил хозяина студии прослушать его сына. В результате, через четыре месяца Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis) стал настоящей сенсацией после записи песни “Whole Lotta Shaking Goin’ On”. Эта песня заняла места в хит-параде сразу в нескольких категориях. Вслед за этим он записал песню, сделавшую его всемирно известным – “Great Balls Of Fire”. В декабре 1957-го года Джерри записал “You Win Again”, вслед за которой, в 1958-м, пошли песни, более приближенные к рокабилли – “Breathless” и “High School Confidential”. Но удачный взлет его карьеры был торпедирован скандальным известием о том, что Джерри Ли женат на 13-тилетней двоюродной сестре. Это известие вызвало шок у всех, кто услышал об этом по обе стороны океана. В результате Джерри Ли около 10-ти лет играл на сельских вечеринках в забытых Богом местах.
Чарли Рич (Charlie Rich) тоже был одним из пианистов, пришедших на студию “Sun”. История его появления такова: однажды он записал демонстрационную пленку и послал ее на студию. Сэм Филлипс и его партнеры оценили по достоинству качество записи и талант исполнителя, пригласив его на запись. Первым хитом Чарли Рича стала записанная в 1960-м году песня “Lonely Weekends”. Песня “The Silver Fox” сделала его более известным, а в 1965 году его песня “Mohair Sam” заняла серьезное место в американском хит-параде. В 1970-е годы Чарли записывал в основном инструментальные композиции, такие, как “Behind Closed Doors”, “The Most Beautiful Girl”, “There Won’t Be Anymore”, “A Very Special Love Song” и “I Don’t See Me In Your Eyes”.
Рой Орбисон (Roy Orbison) начал заниматься музыкой благодаря своему университетскому приятелю Пэту Буну. Они вместе учились в Северо-техасском университете. Рой начал свою карьеру на маленькой студии, но позже перешел на студию “Sun”, где, где и записал свой первый хит “Ooby Dooby” в 1956 году. Позже карьера Роя Орбисона продолжалась на студиях «Monument», «MGM», «Warner», «Virgin». Но судьба дала ему шанс именно на студии “Sun” поучаствовать в проекте, который сразу же вошел в историю. Имеется в виду так называемый Million Dollars Quartet. В нем участвовали четыре самых популярных на тот момент исполнителя - Элвис Пресли, Карл Перкинс, Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис. Несмотря на то, что Рой не участвовал в оригинальной сессии, он организовал подобную сессию в начале 1980-х годов и пригласил на нее Карла Перкинса, Джонни Кэша и Джерри Ли Льюиса. После того, как запись была произведена, вышла пластинка под названием “Class of 55”.
Используется также достаточно общий термин post doom. Он как раз и относится к тем группам, которые сменили тяжелое doom металл звучание на более легкое. Характерен чистый вокал, а также часто можно услышать элементы трип-хопа (поздние работы Autumnblaze, Katatonia, Paragon of beauty, Tiamat).
As the name may indicate, emotional rock is not a subgenre of Doom-metal or metal for that matter. However, we use this to describe the music by a lot of older Doom-metal bands who have evolved towards a more emotional type of music without metal elements. Generally creating very sad rock songs with clean vocals. Examples: new Anathema, new Katatonia.